8 (495) 528-97-08 reut_school2@mosreg.ru |
8 (495) 528-20-57 reut_school2@mosreg.ru |
Игры и упражнения по картинкам для введения звука в речь.
Грамматика со звуком {С}
(можно применять для автоматизации любого другого звука)
Покажи (если ребенок не может произнести слова, то на начальном
этапе просим показать). «Где сом?» - задать вопрос. «Вот» - ребенок произносит слово и подкрепляет показ картинки указательным жестом.
Цель: закрепить употребление имен существительных в им. Падеже ед. числа. Ребенок называет предметы по картинкам.
Образец: сад, сын, оса, лиса.
2. Игра «Назови. Нет кого? Чего?»
Цель: закрепить употребление имен существительных в род. падеже ед.
числа, развивать зрительную память. Вы закрываете картинку, ребенок называет.
Образец: нет сахара, нет лисы, нет осы.
3. Игра «один-много»
Цель: закрепить употребление имен существительных в им. Падеже ед.
и мн. числа. Ребенок перечисляет предметы.
Образец: сад-сады, лисы – лисы.
4. Назови «много чего?»
Цель: закрепить употребление имен существительных в род. падеже мн.
числа.
Образец: много садов, много сахара, много лис.
5. Игра «назови ласково», или «Большой-маленький»
Цель: закрепить употреебление имен существительных в уменьшительно-ласкательной форме.
Образец: сад-садик, лиса – лисонька.
6. Игра «Сосчитай до пяти» (от 1 до 5), (усложнение: от 5 до 1)
Цель: закрепить навык согласования числительное + существительное, закрепить навык прямого и обратного счета.
Образец: один сад, два сада, три сада, четыре сада, НО пять садов.
Ребёнок на начальном этапе может пользоваться счетными палочками, фишками, пальцами своей руки.
7. Игра «1-2-5-9» (для детей старше шести лет)
Цель: закрепить навык согласования числительное + существительное, закрепить навык логического счета.
Образец: один сад, два сада, пять садов, девять садов.
8. Игра «Мой. Моя. Моё. Мои»
Цель: закрепить навык употребления притяжательных местоимений в словосочетаниях, согласование местоимения с именем существительным.
Образец: мой сад, моя коса, моё колесо, мои сапоги.
9. Игра «Твой. Твоя. Твоё. Твои»
Цель: закрепить навык употребления притяжательных местоимений в словосочетаниях, согласование местоимения с именем существительным.
Образец: Твой сад, твоя коса, твоё колесо, твои сапоги.
10. Игра «Ритмы»
Цель: формировать и закреплять навык деления слов на слоги. Ребенок отхлопывает, отстукивает слова по слогам.
Образец: сад, са-ды, са-ни, са-по-ги, сы-нок, по-я-сок
САД: сколько хлопков? Один. Сколько слогов? Один.
СА-ДЫ: сколько хлопков? Два. Сколько слогов? Два. Назови первый слог. Назови второй.
11. Игра «Запомни, повтори»
Цель: развитие зрительной памяти (норма: сколько ребенку лет, столько и
картинок. +/- 2
Инструкция ребенку: посмотри на картинки и запомни. Когда я их уберу, тебе надо вспомнить и назвать.
12. Игра «Мыльные пузыри»
Цель: автоматизация звука (С) в слогах, словах. Формирование умения
подбирать и называть слова со звуком (С) в движении. Развитие ловкости, быстроты.
Инструкция ребенку:
а) я буду выдувать пузыри, а тебе надо ловить их хлопками и произносить слог СА одновременно. Поймай как можно больше пузырей. Далее по аналогии проговариваем слоги: сы, сэ, со, су; ас, ос, ус, ыс; эсэ, осо, усу, осо.
б) я буду выдувать пузыри, а тебе надо ловить их хлопками и называть слова со звуком (С) одновременно.
13. Игра «Волшебный мешочек»
Цель: Автоматизация звука {С} в словах. Формирование навыка выделять заданный звук в словах. Развитие фонематического слуха. Учить ребенка определять предметы на ощупь, искать таким образом заданные предметы.
Инструкция обучающему: Приготовьте мешочек из непромокаемой ткани. В мешочке должна быть резинка или шнурок, чтобы ребенок не мог заглянуть в него в тот момент, когда нащупывает там предмет. Положить туда 5-7 предметов, в названии которых слышится звук {С} и 3-5 предметов, в названии которых нет звука {С}. Покажите мешочек ребенку и попросите его опустить в мешок руку. Пусть ребенок нащупает в мешочке один предмет, назовет его и лишь после этого достанет.
Например, в мешочке лежат игрушки: самолет, сундуку, лиса, бусы, сова, кубик, шар, камешек, шар. Ребенок ощупал предмет рукой.
- Что там определил?
- Самолет.
- Доставай. В слове «-с-с-самолет» слышится звук {С}?
- Да.
Следующий предмет, например, кубик.
- В слове «кубик» слышится звук {С}?
- Нет.
И так далее, пока ребенок не вынет все игрушки из мешочка.
Слове:
Ребенок взял рукой предмет.
- Что там определил?
- Самолет.
- Доставай. В слове «С-с-самолет» (взрослый утрированно произносит звук {C}) слышится звук {С}?
- Да. В слове «самолет» слышится звук {С}
- А где слышится звук {С}: в начале, в середине или в конце слова? Послушай: с-с-самолет.
- Звук {С} слышится в начале слова (Важно научить ребенка давать полный ответ)
ребенок отвечает: звук {С} в конце слова, вы: амолетс-с-с?
Можно задать вопрос так: слово «с-с-самолет» начинается или заканчивается на звук {С}?
Загадки для автоматизации и дифференциации проблемных звуков.