Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Главная Странички педагогов Учителя-логопеды Аванесова Ирина Валерьевна

Аванесова Ирина Валерьевна

Аванесова   

 

Игры и упражнения по картинкам для введения звука в речь.

Грамматика со звуком {С}

(можно применять для автоматизации любого другого звука)

  1. Игра «Назови. Кто/ Что это?»

Покажи (если ребенок не может произнести слова, то на начальном

этапе просим показать). «Где сом?» - задать вопрос. «Вот» - ребенок произносит слово и подкрепляет показ картинки указательным жестом.

Цель: закрепить употребление имен существительных в им. Падеже ед. числа. Ребенок называет предметы по картинкам.

Образец: сад, сын, оса, лиса.

1а

2. Игра «Назови. Нет кого? Чего?»

Цель: закрепить употребление имен существительных в род. падеже ед.

числа, развивать зрительную память. Вы закрываете картинку, ребенок называет.

Образец: нет сахара, нет лисы, нет осы.

3. Игра «один-много»

Цель: закрепить употребление имен существительных в им. Падеже ед.

и мн. числа. Ребенок перечисляет предметы.

Образец: сад-сады, лисы – лисы.

3а

4. Назови «много чего?»

Цель: закрепить употребление имен существительных в род. падеже мн.

числа.

Образец: много садов, много сахара, много лис.

5. Игра «назови ласково», или «Большой-маленький»

Цель: закрепить употреебление имен существительных в уменьшительно-ласкательной форме.

Образец: сад-садик, лиса – лисонька.

5а

6. Игра «Сосчитай до пяти» (от 1 до 5), (усложнение: от 5 до 1)

Цель: закрепить навык согласования числительное + существительное, закрепить навык прямого и обратного счета.

Образец: один сад, два сада, три сада, четыре сада, НО пять садов.

Ребёнок на начальном этапе может пользоваться счетными палочками, фишками, пальцами своей руки.

6а

7. Игра «1-2-5-9» (для детей старше шести лет)

Цель: закрепить навык согласования числительное + существительное, закрепить навык логического счета.

Образец: один сад, два сада, пять садов, девять садов.

 

8. Игра «Мой. Моя. Моё. Мои»

Цель: закрепить навык употребления притяжательных местоимений в словосочетаниях, согласование местоимения с именем существительным.

Образец: мой сад, моя коса, моё колесо, мои сапоги.

8а

9. Игра «Твой. Твоя. Твоё. Твои»

Цель: закрепить навык употребления притяжательных местоимений в словосочетаниях, согласование местоимения с именем существительным.

Образец: Твой сад, твоя коса, твоё колесо, твои сапоги.

10.  Игра «Ритмы»

Цель: формировать и закреплять навык деления слов на слоги. Ребенок отхлопывает, отстукивает слова по слогам.

Образец: сад, са-ды, са-ни, са-по-ги, сы-нок, по-я-сок

САД: сколько хлопков? Один. Сколько слогов? Один.

СА-ДЫ: сколько хлопков? Два. Сколько слогов? Два. Назови первый слог. Назови второй.

10а

11.  Игра «Запомни, повтори»

Цель: развитие зрительной памяти (норма: сколько ребенку лет, столько и

картинок. +/- 2

      Инструкция ребенку: посмотри на картинки и запомни. Когда я их уберу, тебе надо вспомнить и назвать.

12. Игра «Мыльные пузыри»

Цель: автоматизация звука (С) в слогах, словах. Формирование умения

подбирать и называть слова со звуком (С) в движении. Развитие ловкости, быстроты.

      Инструкция ребенку:

а) я буду выдувать пузыри, а тебе надо ловить их хлопками и произносить слог СА одновременно. Поймай как можно больше пузырей. Далее по аналогии проговариваем слоги: сы, сэ, со, су;        ас, ос, ус, ыс;         эсэ, осо, усу, осо.

б) я буду выдувать пузыри, а тебе надо ловить их хлопками и называть слова со звуком (С) одновременно.

12а

13. Игра «Волшебный мешочек»

Цель: Автоматизация звука {С} в словах. Формирование навыка выделять заданный звук в словах. Развитие фонематического слуха. Учить ребенка определять предметы на ощупь, искать таким образом заданные предметы.

Инструкция обучающему: Приготовьте мешочек из непромокаемой ткани. В мешочке должна быть резинка или шнурок, чтобы ребенок не мог заглянуть в него в тот момент, когда нащупывает там предмет. Положить туда 5-7 предметов, в названии которых слышится звук {С} и 3-5 предметов, в названии которых нет звука {С}. Покажите мешочек ребенку и попросите его опустить в мешок руку. Пусть ребенок нащупает в мешочке один предмет, назовет его и лишь после этого достанет.

Например, в мешочке лежат игрушки: самолет, сундуку, лиса, бусы, сова, кубик, шар, камешек, шар. Ребенок ощупал предмет рукой.

- Что там определил?

- Самолет.

- Доставай. В слове «-с-с-самолет» слышится звук {С}?

- Да.

Следующий предмет, например, кубик.

 - В слове «кубик» слышится звук {С}?

 - Нет.

И так далее, пока ребенок не вынет все игрушки из мешочка.

  • Для ребенка старше 5 лет и способного слышать заданный звук в

Слове:

Ребенок взял рукой предмет.

 - Что там определил?

 - Самолет.

 - Доставай. В слове «С-с-самолет» (взрослый утрированно произносит звук {C}) слышится звук {С}?

 - Да. В слове «самолет» слышится звук {С}

 - А где слышится звук {С}: в начале, в середине или в конце слова? Послушай: с-с-самолет.

- Звук {С} слышится в начале слова (Важно научить ребенка давать полный ответ)

  • Если ребенок отвечает: звук {С} в середине слова, Вы: амос-с-слет? Если

ребенок отвечает: звук {С} в конце слова, вы: амолетс-с-с?

Можно задать вопрос так: слово «с-с-самолет» начинается или заканчивается на звук {С}?

13б         13а

 

Загадки для автоматизации и дифференциации проблемных звуков.